АрхитекторИ. И. Шарлемань и А. А. Михайлов
Год(ы) строительства1838
Объект национального наследия6600340000

Свято-Троицкая кладбищенская церковь была заложена в 1835 года, на основе чертежей из альбома «образцовых» проектов церквей, составленных архитекторами И. И. Шарлеманем и А. А. Михайловым.

Свято-Троицкая кладбищенская церковь была заложена в 1835 года, на основе чертежей из альбома «образцовых» проектов церквей, составленных архитекторами И. И. Шарлеманем и А. А. Михайловым.

Первый придел церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы освящен в 1838 году Главный храм в честь Святой Живоначальной Тро­ицы был освящен в 1842 году, левый при­дел Во Имя Архангела Михаила освя­щен в 1846 году.

Некоторое время спустя после собы­тий октября 1917 году, а именно в 1923 году, храм был передан священнослужителям обновленческой ориентации и сохранял этот статус до 1945 г., причем в 1932— 1944 г. он являлся кафедральным со­бором Ирбитских обновленческих архи­ереев.

Обновленцы — собирательное назва­ние сторонников течения внутри Рус­ской Православной Церкви, сложившегося после Октябрьского переворота. Они принадлежали к той части духо­венства, которая враждебно отнеслась к нему, однако впоследствии поставила перед собой задачу церковного «обнов­ления», т.е. приспособления своей дея­тельности к изменившейся политиче­ской обстановке. Выступая за лояльное отношение к новой власти, обновлен­цы, естественно, вступили в противоре­чие с Патриаршей Церковью. Необхо­димо отметить, что обновленчество не было однородным течением. Из обра­зовавшейся в 1922 г. группы «Живая церковь» тогда же выделились «Цер­ковное возрождение», «Союз общин древлеапостольской церкви» и ряд дру­гих, отличавшиеся друг от друга намеченными церковными преобразования­ми.

В своей программе обновленцы пре­дусматривали проведение ряда новшеств, не затрагивавших основ вероучения и обрядов, а касавшихся, главным обра­зом, порядка церковного управления и вопросов быта духовенства.

В связи с изменением отношения к Советской власти Патриаршей церкви об­новленческое духовенство стало возвра­щаться в ее лоно и окончательно ликви­дировалось в 1946 году со смертью наиболее видного его деятеля А. И. Введенско­го.

Церковь находится на возвышенности в зелени городского кладбища и имеет форму плана в виде равноконечного креста. Храм наделен ясным и выра­зительным силуэтом: его основной кубический объем (четверик) увенчан декоративным полусферическим купо­лом без барабана, прямоугольные вет­ви креста (боковые приделы, алтарь и притвор) покрыты двускатной кровлей с треугольными фронтонами на фаса­дах, над притвором установлена четы­рехгранная двухъярусная колокольня со шпилем. Фасадный декор очень сдержан: окна, двери и ниши обрамле­ны тягами простого профиля, карнизы храмового четверика поддерживают модульоны, западный вход и верхний ярус колокольни украшают пилястры.

Организацию внутреннего простран­ства определяет характерная для позднего классицизма центрическая двухосная композиция плана церкви. Перекрытия во всех помещениях пло­ские, стены покрыты орнаментальной живописью, на потолке изображен небесный свод. Хорошо сохранились иконостасы второй половины XIX в. Центральный иконостас состоит из высоких арочных киотов и сеней на вычурных по форме колонках. Иконо­стасы приделов меньше насыщенны ажурными деталями и орнаментом.

Внутри храм прекрасно расписан. Церковь действующая.

Литература

  • Аникин, В. К. Дома и люди старого Ирбита / В. К. Аникин, В. И. Старков. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. – С. 106 — 108.
  • Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 2. Свердловская область / Отв. ред. В. Е. Звагельская. – Екатеринбург: «Издательский дом «Сократ», 2008. – С. 296 — 297.
  • Ирбитский краеведческий порталЗарегистрированные пользователи могут принять участие в написании статьи и получить вознаграждение.

    Комментарии:

      Ваше имя:
      Заголовок:
      Комментарий:
      Язык комментария:
      (основной)


    Фотогалерея